МВД пытается ужесточить наказание за вождение в нетрезвом виде

Опубликовано: 29.10.2017 09:28

МВД России опубликовало на специализированном портале regulation.gov проект поправок к ст. 264.1 УК РФ (Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию), предусматривающей уголовную ответственность за повторное управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или за повторный отказ от медосвидетельствования.

Реклама

Разработчик документа, Управление организации дознания, хочет ужесточить максимальный срок лишения свободы и максимальный штраф по этой статье.

Сейчас статьей 264.1 УК РФ предусматривается наказание в виде штрафа от двухсот до трехсот тысяч рублей либо обязательных работ на срок до 480 часов, принудительных работ сроком до двух лет или лишения свободы на срок до двух лет. При любом виде наказания осужденного также могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При этом насколько именно предлагается увеличить срок лишения свободы и размер штрафа в МВД пока не озвучили.

В пояснительной записке к документу авторы подробно проанализировали статистику данного правонарушения, которое является одним из самых распространенных в стране среди всех уголовно-наказуемых деяний. Так, с 1 июля 2015 года, когда статья была введена УК, количество осужденных автомобилистов измеряется сотнями тысяч. И в цифрах кроется одна из причин инициативы МВД – несмотря на возможность получить судимость, число пьяных водителей в стране не уменьшается и даже растет.

«Статистические данные свидетельствуют о росте количества преступлений, предусмотренных статьей 264.1 УК РФ. Так, за июль – декабрь 2015 года на территории Российской Федерации расследованы уголовные дела о 29 229 преступлениях, из них по 28 958 уголовные дела направлены в суд, в 2016 году – 84 965 и 84 183, за 9 месяцев 2017 года – 61 183 и 60 652 соответственно», — говорится в пояснительной записке.

Примечательно, что статистика Верховного суда (ВС) РФ по данной статье, которую неоднократно анализировала «Газета.Ru», заметно отличается. К примеру, по данным судебного департамента ВС, в 2016 году были осуждены не около 84,2 тысячи человек, как сообщает МВД, а чуть менее 75,3 тысяч.

Впрочем, в главном и ВС и МВД сходятся – количество осужденных, приговариваемых к реальному лишению свободы крайне невелико. Так, в прошлом году, по данным ВС, из 75,3 тысяч в колонию отправились лишь 3,3 тысячи человек, причем большая их часть отделалась наказанием до одного года. А подавляющее большинство водителей, 61,3 тысячи, приговаривались к различному сроку обязательных работ.

Из пояснительной записи к поправкам становится, наконец, понятно, откуда в российских судах столь гуманное отношение к злостным пьяницам. Оказывается, в подавляющем большинстве случаев судьи даже при всем желании не могут отправить водителя за решетку.

«Данное обстоятельство обусловлено, в том числе невозможностью судов с учетом требований части первой статьи 56 УК РФ назначать наказание в виде лишения свободы лицу, совершившему впервые преступление небольшой тяжести (максимальная санкция до трех лет лишения свободы – «Газета.Ru»).

Как следствие, по результатам рассмотрения уголовных дел о преступлениях обозначенной категории судами данный вид наказания применяется крайне редко. В связи с чем фиксируется значительное число фактов повторного совершения преступлений, в том числе в период расследования уголовного дела.

Одновременно столь мягкое наказание в соответствии с положениями статьи 108 УПК РФ ограничивает дознавателей в возможности избирать меру пресечения в виде заключения под стражу», — говорится в документе.

Таким образом, повысив максимальный срок наказания, в МВД задумали перевести данное преступление в категорию средней тяжести, что позволит значительно чаще приговаривать нарушителей к реальным срокам. И какой именно будет верхняя планка лишения свободы в данном случае не столь уж важно – очевидно, что верхняя граница будет превышать три года, что является необходимым условием для перевода преступления в «среднюю» категорию. В этом случае количество «посадок» многократно возрастет, что, как по всей видимости считают в министерстве, должно дать хороший профилактический эффект и сократить пьянство за рулем.

По замыслу авторов законопроекта, он должен вступить в силу в декабре 2018 года.