Генпрокуратура обнародовала статистику преступлений за рулем - Газета.Ru

Опубликовано: 16.09.2017 07:51

В Генпрокуратуре обобщили статистику по преступлениям, связанным с нарушением правил дорожного движения за последние годы. Несмотря на некоторую положительную динамику, абсолютные цифры по-прежнему поражают своими масштабами: счет идет на сотни тысяч водителей-преступников, которые или повторно сели за руль в пьяном виде, или спровоцировали аварии с погибшими или тяжелоранеными.

Реклама

Так, за два года к уголовной ответственности за повторную езду в пьяном виде или отказ от медосвидетельстования (ст.264.1 УК РФ) правоохранительные органы привлекли к уголовной ответственности около 166 тысяч человек. Такие данные «Газете.Ru» предоставил официальный представитель ведомства Александр Куренной.

Несмотря на угрозу попадания за решетку, автомобилисты не стали меньше пить – со второй половины 2015 года, когда в УК появилась новая статья, каждые полгода к ответственности привлекается около 40 тысяч человек или более двухсот человек ежедневно. Возможно, эффективность уголовного преследования пьяных водителей пока оставляет желать лучшего из-за особенностей правоприменительной практики.

Несмотря на впечатляющие масштабы, реальный срок в колонии получают единицы, а основным наказанием для севших за руль пьяными остаются обязательные работы или штраф.

Чаще всего повторно садятся за руль в пьяном виде в Приволжском федеральном округе и Сибири. Лидером среди регионов оказался родной для нового главы ГИБДД России Михаила Черникова Красноярский край (1905 уголовных дела в первом полугодии 2017-го), а также Башкирия (1874), Пермский край (1422), Кемеровская область (1225), Нижегородская область (1 196) и Алтайский край (1023).

Меньше всего уголовных дел за повторную езду в пьяном виде в первом полугодии завели в Чечне (56), Ингушетии (56), Севастополе (32), Еврейской автономной области (31), Ненецком (22) и Чукотском (5) автономных округах.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству Вячеслав Лысаков считает, что оценивать эффективность новой нормы пока рано.

«Необходимо сначала получить статистику за 2017 год, только тогда мы сможем делать какие-либо выводы о том, работает ли новая статья. В целом могу сказать, что принятие такой меры ответственности, безусловно, оправдано, поскольку последствия «пьяных» ДТП, как правило очень тяжелые, – заявил депутат «Газете.Ru». – Сегодня человек за повторное вождение в пьяном виде может получить судимость, а это ведь для многих крест на карьере и вообще нормальной жизни. Адекватных людей уголовная ответственность должна останавливать от вождения в нетрезвом виде».

Кроме того, Лысаков отметил, что не все российские автомобилисты знают о внедрении новой статьи Уголовного кодекса и назвал это «недостатком пропаганды».

«Нужно рассказывать людям об этом, говорить на водительских курсах, проводить специальные занятия в школах. Ведь наша цель – не поймать и наказать как можно большее количество людей, а снизить количество пьяных водителей на дорогах», – подытожил он.

В то же время количество преступлений по «основной» 264-й статье УК по которой несут ответственность водители, совершившие тяжкие ДТП, неуклонно сокращается. Если в 2014 году надзорное ведомство насчитало около 28,5 тысяч уголовных дел, то в 2016 году уже 22 тысяч, а по итогам первых шести месяцев 2017-го меньше 10 тысяч.

Таким образом, данные Генпрокуратуры подтверждают общий тренд на заметное снижение смертности на дорогах, наметившийся в России за последние годы.

Рассказали в надзорном ведомстве и о наиболее «криминогенных» с точки зрения тяжких ДТП регионах. В первом полугодии 2017-го ими стали Краснодарский и Красноярский края, Москва и Подмосковье, а также Ростовская область. Меньше всего преступлений, связанных с нарушением ПДД отмечено в регионах с небольшим населением или относительно низкой автомобилизацией: Ингушетии, Алтае, Магаданской области, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе.

По словам Александра Куренного, в общей структуре жертв преступлений в России за последние полтора год погибшие в ДТП занимают доминирующее положение – 31,4% или 13,3 тысяч человек. Для сравнения, это примерно в полтора раза больше, чем число убитых за этот период — 9,6 тысяч человек.

При этом стоит отметить, что всего в дорожных авариях в России за последние полтора года погибли порядка 30 тысяч человек, однако далеко не каждый случай смертельной аварии заканчивался уголовным делом и, как следствие, попадает в статистику Генпрокуратуры.

Печальным лидером среди регионов по количеству смертельных ДТП, закончившихся уголовным делом, в Генпрокуратуре назвали Подмосковье (200 погибших за полтора года). Немного отстают южные регионы – Краснодарский край (153) и Ростовская область (132), а также Башкортостан (129) и Татарстан (107), где уровень автомобилизации населения, благодаря хорошему финансовому положению регионов, выше среднего российского показателя.

Тем не менее, в Генпрокуратуре отмечают заметную положительную динамику снижения смертности на дорогах – за последние три года число раненых сократилось на 10%, а погибших почти на 20%.

«В целом за последние 3,5 года за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (глава 27 УК РФ) к уголовной ответственности привлечено почти 228 тыс. лиц, из которых 158 тыс. (69%) в момент противоправных действий находилось в состоянии опьянения», — отметил Куренной.

Благодаря обширной статистике в Генпрокуратуре составили и типичный социальный портрет водителя-уголовника. В большинстве своем это мужчины в возрасте от 30 до 49 лет, не имеющие постоянного источника дохода, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности», — отметил официальный представитель надзорного ведомства. Среди привлекаемых к ответственности за три года резко выросло число иностранцев – с 968 в 2014 году до 1811 в 2016-м и 1006 в первом полугодии 2017-го. Большая часть из них попались в руки полиции в столичном регионе.